г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Образовательная система «Школа 2100» 5 класс Урок 21 Тема: Индия – родина Будды
Cлайд 2
Cлайд 3
Учение Будды – отказ от удовольствий – вряд ли прельщало людей. Половина жителей Индии была буддистами. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. В чём противоречие?
Cлайд 4
Почему учение Будды нашло столько сторонников? г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Проблема урока:
Cлайд 5
Учение объяснило смысл жизни. Оно вселило надежду на хорошие изменения. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Версии:
Cлайд 6
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Понятия Признаки Понятия Цивилизация Города Государство Аппарат управления Территория Армия Разделение на общественные слои Система законов Создание государств Служба защиты порядка Изобретение письменности Сбор налогов
Cлайд 7
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Знаем: Надо узнать: 1.Зачем люди обращаютсяк Богу? 1. Какой была Индия до Будды? 2. Какие древние религии появились в эпоху Древнего мира? 2. Что привлекало в буддизме людей? 3. Признаки понятий «государство» и «цивилизация».
Cлайд 8
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Как Индия стала цивилизацией? 1500г. До н.э. – арии переселились в долину реки Нил. Продвинулись на восток к реке Гангу. X-VIвв. до н.э. научились обрабатывать железо. Освоилиорошаемое земледелие, научились выращивать рис Приручили слонов. Слились с коренными индийцами в одно общество. Построили города. Появились раджи – цари,земледельцы-общинники. Появилась письменность. Какой стала цивилизация Индия? Появились веды о происхождении человека. Образовались три сословия общества –варны. Организовывался особый порядок внутри каждойварны. Укрепилась вера в переселение душ (перерождение человека). Объединились представители всехварнв сельские общины, где у каждого были свои обязанности. Осталась вера в различных богов (язычники).
Cлайд 9
Черты учения Будды Великая идея равенства духовных возможностей людей вместо варн. Путь спасения – избавление от желаний, отказ от человеческих соблазнов и пороков. Состояние нирваны. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В.
Cлайд 10
Индийский царь Ашока г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. В детстве Ашока был очень живым и резвым ребёнком, и сладить с ним было очень трудно. Единственное к чему у него лежало сердце — это охота, вскоре он стал искусным охотником. Ашока не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. Поэтому Ашоку любили и уважали все чиновники и простой люд. Биндусара заметил его способности к управлению, и хоть Ашока был молод, назначил его наместником Аванти.
Cлайд 11
Ашока запретил жертвоприношения. Использование принудительных работ также было упразднено. Был составлен список охраняемых животных, запрещена охота ради удовольствия и бесцельное выжигание лесов. Было налажено производство и экспорт медицинского сырья с целью употребления не только для медицинских нужд, но и в ветеринарии, а также создана сеть соответствующих медицинских учреждений. Развлечениям прежних правителей Ашока предпочитал паломничества, раздачу подарков и встречи с простыми людьми. По всей империи Ашока инициировал строительство объектов социального назначения. Была создана сеть университетов, бесплатных гостиниц, каналов, ирригационных систем и пр. Была также обновлена и всеиндийская система дорог. Но самой большой своей заслугой Ашока считал деятельность, направленную на исправление нравов, которую он развернул среди подданных. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В.
Cлайд 12
Судя по различным источникам, Ашока не сразу принял буддизм. При дворе своего отца он занимался с учёными различных школ — ортодоксальных и так называемых еретических направлений. Затем Ашока посетил буддийскую общину, выяснил основы учения Будды и стал упасака, то есть светским последователем буддизма. В эдиктах он сам рассказывает об эволюции своих взглядов. В первое время император не уделял особого внимания буддийской общине, но затем, после личного знакомства с жизнью буддийских монахов в столице, стал активно поддерживать буддистов и помогать общине. Особенно интерес к буддийскому учению, к его этическим нормам усилился после войны с Калингой, когда специальное значение приобрела политика дхармавиджаи — распространения основных норм поведения (дхармы), хотя последователем буддизма Ашока стал ещё до начала войны. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В.
Cлайд 13
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В. Будучи буддистом. Ашока в течение всего царствования оставался мирянином и не выпускал из своих рук бразды правления. Мнение некоторых учёных о том, что Ашока будто бы был царём-монахом, ушедшим в конце царствования в буддийский монастырь, противоречит имеющимся материалам источников. Столь же неправильна и точка зрения о том, что буддизм при Ашоке был государственной религией. Оказывая буддийской общине особое покровительство, Ашока не превратил буддизм в государственную религию. Главной чертой его религиозной политики была веротерпимость, и он придерживался этой политики в течение почти всего периода своего царствования.
Cлайд 14
Почему учение Будды нашло столько сторонников? Буддизм привлекал многих людей новыми нравственными ценностями, которые предполагали в первую очередь духовное равенство перед нирваной, независимо от происхождения. Как нравственно-религиозные нормы оказывают влияние на общество, так и изменения в состоянии общества порождают новые религиозные и нравственные учения. г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В.
Cлайд 15
Домашнее задание: Прочитать §18, подготовить ответы на вопросы перед ним. Продолжите заполнять таблицу «Религии Древнего мира» г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В.