Структура человеческой психики Учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ №21 Беляева Ирина Рафаэлевна.
Cлайд 2
Цели и задачи урока: Усвоить основные понятия урока; Продолжить формирование умений и навыков аналитической работы учащихся с источниками информации, способствовать выработке навыков исследовательской работы. Способствовать социальной адаптации учащихся.
Cлайд 3
Мы все – рабы того лучшего, что внутри нас, и того худшего, что снаружи. Бернард Шоу
Cлайд 4
Этапы эволюции человека Биологический 2,5 млн. назад Прямохождение, развитой мозг, язык, сознание, овладение орудиями Труда. Культурный (социальный) 40 тыс. лет назад Ощущения, восприятие, эмоции, память homohabilis homosapiens Культура
Cлайд 5
Психика Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.) Свойство высокоорганизованной материи ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОЯВЛЯЮЩАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Cлайд 6
Психика Сознание + + + -
Cлайд 7
Отличия человека от животного Человек Животное Изменяет и преобразует природу, создавая жилище, орудия труда и т. п., тем самым создавая свою собственную окружающую среду Использует то, что есть в окружающей среде, приспосабливаясь к ней Изменяет окружающий мир не только по своим физическим потребностям, но и по законам познания мира, красоты, на основе духовных и интеллектуальных потребностей Изменяет мир, ориентируясь на удовлетворение исключительно физических потребностей Как существо универсальное способен действовать и производить по меркам любого биологического вида Не может преодолеть свою видовую ограниченность Имеет две программы развития: биологическую (инстинкты) и социальную Существование определяется только инстинктами Жизнедеятельность предметна и целенаправленна, так как обладает сознанием Животное тождественно своей жизнедеятельности
Cлайд 8
Сознание это продукт эволюции человека, это свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга - отражать объективную реальность посредством идеальных образов
Cлайд 9
Свойства человеческого сознания субъективность (у сознания всегда есть носитель, оно не может быть ничьим); предметность (оно не может быть пустым, бессодержательным); интенциональностъ (сознание всегда направлено на какой-нибудь объект, причем эта направленность носит избирательный характер. В одном и том же объекте разные люди отмечают - фиксируют - различные признаки); объективируемость (о чем действительно думает человек, созерцая объект, мы не можем знать - наша речь не всегда адекватна отражению объекта в человеческом мозге)
Cлайд 10
ФРЕЙД Зигмунд (1856—1939) Зи гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud — Зигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
Cлайд 11
Сущность психоанализа 3игмунда Фрейда
Cлайд 12
Подсознание (Оно): биологические потребности(сексуальные желания, интимные побуждения, потребность в пище, защите от холода) вытесненные желания (нереализовавшиеся мечты, безответная любовь, затаенная обида) природные запасы души. Правит подсознанием принцип удовольствия
Cлайд 13
Сознание или «Я» (Ego) – управляет контактами с внешним миром. логика, мышление, принятие решений. цензура Сознанием управляет принцип реальности
Cлайд 14
Сверхсознание – «сверх – Я» культурные нормы, правила, требования, запреты, законы среда обитания нравственных чувств Сверхсознанием управляет принцип морали.
Cлайд 15
Элементы человеческой психики. Инстинкты – неконтролируемые действия, заданные природой.
Cлайд 16
Потребности – малоуправляемые побудители действий .
Cлайд 17
Привычки –автоматические, неосознанные действия
Cлайд 18
МОТИВЫ – осмысленные побудители к действию.
Cлайд 19
Чувства – переживания человеком своего ощущения к тому, что он познает или делает
Cлайд 20
Чувства Моральные – долг, ответственность Интеллектуальные – мысли, деятельность человека Эстетические – красота, искусство
Cлайд 21
Рассудок – способность человека к индукции и дедукции От общего к частному От частного к общему Индукция Дедукция
Cлайд 22
РАЗУМ- высшее проявление человеческой психики и сознания, умение находить оригинальные решения в неожиданной ситуации.
Cлайд 23
Защитные механизмы репрессия (подавление) - из памяти вытесняются неприятные и несовместимые с моралью события; регрессия - возвращение к более ранним стадиям жизни, позволяющим взрослым вести себя как дети; формирование противоположной реакции - замена неприемлемой реакции на противоположную; проекция - попытка приписать подавляемые импульсы и намерения другому лицу; вымещение - переориентация импульса или чувства на другой, безопасный или более доступный объект; рационализация - придумывание убедительных аргументов для неприемлемых действий и мыслей.
Cлайд 24
ДУХ – наши устремления и верования.
Cлайд 25
Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
Cлайд 26
познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная деятельность, прогностическая деятельность, материательно-производственная деятельность, социально-преобразовательная деятельность. Виды человеческой деятельности:
Cлайд 27
«Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собою, как пламя и свет» Ф. Н. Глинка (1786-1880), русский поэт.
Cлайд 28
Итог урока: Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека “список проблем” становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. И везде, в любых условиях человек должен уметь адаптироваться, уметь работать наилучшим образом. Это возможно только при условии, если личность прилагает усилия в целях постоянного самосовершенствования, самопрограммирования, самоорганизации.