Урок музыки. 7 класс Тема: «Оркестр. Инструменты симфонического оркестра»
Cлайд 2
В настоящее время с помощью компьютера один музыкант может извлекать звуки, производимые целым оркестром, однако ничто так не завораживает, как оркестр из сотни музыкантов, слаженно исполняющих "живую" музыку.
Cлайд 3
Древние греки словом "орхестра" обозначали площадку перед сценой, на которой выступали музыканты и танцоры. Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов, исполняющих музыку на струнных, а также на медных и деревянных духовых инструментах при поддержке группы ударных. Как правило, одну тему играет не один музыкант, а несколько. К примеру, современный оркестр может насчитывать от 70 до 100 участников и, следовательно, во время концерта способен как исполнить сложнейшую из музыкальных форм - симфонию, - так и аккомпанировать солисту. Подробнее …
Cлайд 4
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава. В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования: симфонический оркестр (большой и малый), камерный, оркестр народных инструментов, духовой, эстрадный, джазовый.
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.). Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов. Медные духовые инструменты отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью. Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и полным отсутствием шума Подробнее … Медные духовые инструменты
Cлайд 7
Когда доисторический человек дошёл до такой степени развития, что осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, тогда только он начал думать о дальнейшем усовершенствовании этих простейших музыкальных инструментов. Сколько тысячелетий понадобилось на «освоение» подобных инструментов — сказать, конечно, трудно, но несомненным остаётся то, что музыканты того времени не делали никакого различия между этими звучащими телами и называли их одним единственным именем. Когда же сознание первобытного человека научилось чувствовать разницу в звучании камыша, рога и раковины, тогда только, вероятно, и наступило разделение первейших инструментов на «большие» и «малые». Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию. Подробнее … Ярким представителем объединения медных духовых инструментов является труба Медные духовые инструменты
Cлайд 8
Альт, также как и тенор и баритон, относится к инструментам средних слоев. Внешний вид этих инструментов и мензура подвергались различным изменениям: одни из них имели удлиненную форму трубки, наподобие трубы или тромбона, другие округленную, сходную с валторновой, третьи, — форму овала или близкую к ней, трубообразную. В нашей практике утвердилась, как известно, овальная форма, способствующая смягчению излишней резкости звука (свойственной, например, тубам) или, наоборот, приглушенности звука (присущей валторнам). Подробнее … Медные духовые инструменты
Cлайд 9
Медные духовые инструменты В отличие от других представителей медной группы духовых инструментов туба - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти 19 века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра. Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. Подробнее …
Cлайд 10
Тенор. Этот инструмент, занимающий центральное положение среди представителей среднего строя основной группы, выделяется ровностью тона — полного, мягкого — на протяжении большей части диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным и технически гибким является средний регистр, нередко пополняемый близлежащими звуками высокого регистра. Баритон. Этот инструмент справедливо считается наиболее совершенным видом широкомензурных инструментов. Способность баритона к выразительной напевности выдвинула его в разряд ведущего голоса баритоновой, теноровой и альтовой тесситуры. Подробнее … Медные духовые инструменты
Cлайд 11
Курай - татарский народный инструмент. Открытая, продольная флейта из стебля зонтичного растения, представляет собой трубку с цилиндрическим или коническим каналом, изготовленную из древесины или из металла.
Cлайд 12
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной показать выразительность и разнообразии ритма. Ударные инструменты
Cлайд 13
Ударные инструменты Большой барабан представляет собой огромный металлический цилиндр, обтянутый с двух или с одной стороны кожей. Односторонний большой барабан применяется главным образом в симфоническом оркестре, где его укрепляют на специальном станке. Большой барабан имеет широкое применение и в симфоническом, и в духовом оркестре. Особенно велика его роль в строевых маршах, где он регулярно подчеркивает (обычно в сочетании с тарелками) обе доли такта. Подробнее …
Cлайд 14
Малый барабан. По своей конструкции очень прост. Это плоский цилиндр, обтянутый с обеих сторон кожей (или пластиком). Поверх кожи с нижней стороны у него натянуто несколько струн, которые придают тембру малого барабана характерный дребезжащий оттенок (треск). Бьют по малому барабану двумя деревянными палочками с небольшими утолщениями на концах. Подробнее … Ударные инструменты
Cлайд 15
Тарелки. Состоят из двух металлических дисков, которые исполнитель держит в руках с помощью специальных ремешков. Тарелки обладают очень ярким тембром. Основной прием игры на тарелках — удар (чаще скользящий, чем встречный) одной тарелки о другую. Существуют и другие приемы игры — палочкой или колотушкой. Подробнее … Ударные инструменты
Скрипка (ит. violino, фр.violon, англ.violin, нем. Violine, Geige) Скрипку по праву называют потомком других, более ранних струнно-смычковых инструментов. Все, что сказано о технике струнных, относится именно к скрипке: она - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Ее технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали, Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н.Паганини. Неотразимый эффект дает соло скрипки, исполняющей главную тему, - в качестве примера можно привести "Шехерезаду" Римского-Корсакого. За все свои качества скрипка, наряду с фортепиано, издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов. Подробнее … Струнные инструменты
Cлайд 18
Виолончель (ит. violoncello) Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари. Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца 18 века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке. Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского. Подробнее … Струнные инструменты
Cлайд 19
Альт (ит. alto, нем. Alt) Внешний вид альта и способ игры на нем очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах (а сделать это очень сложно: альт заметно больше скрипки), то их легко можно перепутать. Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Подробнее … Струнные инструменты
Cлайд 20
Контрабас намного превосходит своих собратьев и по размерам, и по объему низкого регистра: контрабас в два раза больше виолончели, которая вдвое больше альта. Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и "дотянуться" до нижней части грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет. Подробнее … Струнные инструменты
Cлайд 21
Струнные инструменты Домра - русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры - древнейший инструмент ТАНБУР. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар.
Cлайд 22
Гитара - это струнно-щипковый музыкальный инструмент. Основные конструктивные детали гитары: корпус, гриф с ладами и головкой, корпус с плоскими деками и характерной перемычкой, который изготовляется из дерева или заменителей, имеет лады (обычно до 24). Существует много разновидностей гитар: акустические 6-струнные (классическая (испанская), акустическая) 7-струнные (русская гитара, романсовая, цыганская) 9-струнные - отличается сдвоенными тремя нижними струнами. 12-струнная - отличается сдвоенными струнами. Парные струны настраиваются с разницей в октаву. Гавайская Басовая - 4-струнная Подробнее … Струнные инструменты
Cлайд 23
Арфа ( ит.arpa, фр. harpe, нем. Harfe, англ. harp) Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Мессопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры. В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Подробнее … Струнные инструменты
Деревянно-духовые инструменты Гобой (нем. Oboe) Древностью своего происхождения гобой соперничает с флейтой: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В 17 веке из бомбарды - инструмента свирельного типа - был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы 17-18 веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале 19 века "культ" гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. Подробнее …
Cлайд 26
Если гобой, флейта и фагот насчитывают уже более четырех столетий своего пребывания в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром - он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время "кларино". Новый инстумент назвали clarinetto, что означает "маленькая труба". Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету. Деревянно-духовые инструменты
Cлайд 27
Флейта (ит. flauto, фр.flute, нем. Flote, англ. flute) Флейта - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине 18 века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй. Деревянно-духовые инструменты
Cлайд 28
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом. Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино). По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы. Клавишные инструменты
Cлайд 29
Орган ( ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ. organ) Клавишный духовой инструмент - орган - был известен еще во времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную. В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель. Орган - гигантский инструмент со множеством различных тембров. "Это целый оркестр, который в искусных руках может все передать, все выразить", писал о нем Бальзак. Подробнее …
Cлайд 30
Клавишные инструменты Баян принадлежит к группе клавишно-духовых музыкальных инструментов. Этот народный музыкальный инструмент возник в результате усовершенствования хроматической гармоники, которая была сконструирована Н. Белобородовым в России в 1870 году. Русский гармонист Я. Орланский-Титаренко дал усовершенствованной хроматической гармонике название “баян”. Баян Тульская гармонь Баян Этюд
Cлайд 31
Аккордеон (от франц. accordeon) – это один из самых популярных инструментов не только в России, но и зарубежом. Особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки в России, Италии, Германии, Франции, Болгарии, Латвии, США и во многих других странах.. Аккордеон - музыкальный инструмент, в котором звуки издают свободно проскакивающие металлические язычки – тонкие пластинки, колеблющиеся под действием струи воздуха, нагнетаемой мехами. Левой рукой исполнитель управляет мехами, а также нажимает на кнопки басов и аккордов для аккомпанемента мелодии, которая исполняется правой рукой. Клавишные инструменты
Cлайд 32
Клавишные инструменты Источник звука в фортепиано - металлические струны, которые начинают звучать от удара покрытых войлоком деревянных молоточков, а молоточки приводятся в действие нажимом пальцев по клавишам. Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были клавесин и клавикорд (по-итальянски - клавичембало). На клавикорде струны приводились в колебание металлическими рычажками - тангентами, на клавесине - вороньими перьями, а позже - металлическими крючками. Звук этих инструментов был динамически однообразным и быстро затухал. Подробнее..