Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются: на 90% - личным жизненным опытом на 10% - научными знаниями о конфликтологии
Cлайд 3
Этапы развития конфликтологии : Донаучный (философский ) Монодисциплинарный Междисциплинарный
Cлайд 4
Донаучный этап (от эпохи Античности до конца ХIХ в.) Гераклит (530 – 470 гг. до н. э.) Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) Геродот (490 – 425 гг. до н.э.) Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) Фома Аквинский (1225 – 1274) Конфуций (550 – 479 гг.до н.э.) Христианская философия
Cлайд 5
Монодисциплинарный этап (психология и социология) - З.Фрейд (конфликты в сфере бессознательного) - У.Магдугалл (теория инстинктов социального поведения) - К.Лоренц (этологический подход) - К.Левин (концепция динамической системы) - А.Басс (поведенческое направление) - Я.Морено (социально – психологическая теория) - 1960 – 1970-е гг. –изучение переговорного процесса
Cлайд 6
Социальная психология философия психология Психология личности социология социобиология Социология конфликта Психология конфликта педагогика Педагогическая конфликтология экономика управление культурология Военные науки Исторические науки Конфликтология менеджмента Юридическая конфликтология правоведение КОНФЛИКТОЛОГИЯ математика
Cлайд 7
Конфликтология изучает : - закономерности и механизмы возникновения и развития конфликта - методы регулирования - способы разрешения - возможности профилактики в сфере человеческих отношений
Cлайд 8
Конфликт (лат.) – столкновение, серьезное разногласие , спор ----------------------------------------------------------------- Подходы в определении конфликта : 1. Обобщенный ( конфликтологический ) 2. Психологический (столкновение мнений, позиций, взглядов) - поведенческий аспект - восприятие противоречий - вид взаимодействий
Cлайд 9
«Конфликт – способ достижения своеобразного единства, даже если оно достигается ценой уничтожения одной из сторон» (Г. Зиммель ) --------------------------------------------------------------- «Конфликт – наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ) ------------------------------------------------------------------ Конфликт – разбалансированность динамической системы, проявляющаяся в несовместимости позиций или действий сторон, воспринимаемых ими как угроза себе (собственной идентичности). Конфликт – всегда выбор, сохранять существующую систему взаимодействий в неизменном виде или реконструировать, демонтировать, изменить ее.
Деструктивные функции конфликтов: - выраженное негативное самочувствие участников конфликта; - разрушение существующей совместной деятельности; низкая эффективность дальнейшего взаимодействия; - ухудшение или развал отношений (формиро- вание образа врага); - закрепление в социальном опыте личности насильственных способов решения проблем; - неверие в торжество справедливости, снижение самооценки, эффективности индивидуальной деятельности.
Cлайд 12
Конструктивные функции конфликтов: - познавательная (симптом неблагополучия отношений и проявления возникших противо- речий; тест на ценностные ориентации человека, личностные особенности); - инструментальная (инструмент разрешения противоречий, самопознания); - функция развития (может стать источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия; формирование активной жизненной позиции); - перестроечная (при условии конструктивного разрешения способствует развитию взаимо - понимания между участниками).
Cлайд 13
Стороны (участники) конфликта: - конфликтующие стороны - противоборствующие стороны - конфликтанты - оппоненты - соперники - конкуренты - противники - враждующие стороны - субъекты конфликта - участники конфликта
Cлайд 14
Стороны (участники) конфликта: Малые группы семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д Большие группы государства, этнические и религиозные образова- ния, нации, партии социальный конфликт Прямые участники непосредственно участвующие в конфликте – открытые позиции Косвенные участники люди, силы, преследую- щие в чужом конфликте свои интересы (формируют условия протекания конф- ликта)
Cлайд 15
Причины конфликта – явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. общие частные
Cлайд 16
Общие причины: социально – политические и экономические (социально – политическая и экономическая ситуация в стране) социально – демографические (различия в установках и мотивах людей) социально – психологические (социально – психологические явления в группах : взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения) индивидуально–психологические (психологические особенности личности: способности, темперамент, характер, мотивы)
Cлайд 17
Частные причины: - Неудовлетворенность условиями деятельности - Нарушение служебной этики - Нарушение трудового законодательства - Ограниченность ресурсов - Различия в целях, ценностях, средствах достижения целей - Неудовлетворительные коммуникации
Элементы конфликта 1. Стороны (участники) 2. Условия конфликта 3. Предмет конфликта 4. Действия участников конфликта 5. Исход (результат) конфликта
Cлайд 20
Структура конфликта : - ресурсы - установки - интересы - ценности Взаимодействия Конфликтная ситуация Умение разрешать конфликт
Cлайд 21
Предмет (объект) конфликта – объективно существующая (реальная) или мыслимая (воображаемая, идеальная) проблема, служащая причиной раздора между сторонами или: конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию или использованию которой стремятся обе стороны конфликта реальный идеальный
Cлайд 22
Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними Инцидент – конкретный эпизод, завязка, стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта (скрытый или открытый инцидент )
Cлайд 23
Динамика конфликта Этапы конфликта Фазы конфликта
Cлайд 24
Этапы конфликта: 1. Возникновение конфликтной ситуации (латентный период) - предпосылки конфликта 2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта (изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.) 3. Начало открытого конфликтного взаимодействия (переход к активным действиям – демарш, заявление, предупреждение и т.п.), направленным на нанесение вреда «потенциальному противнику» + ответные действия против инициатора конфликта 4. Развитие открытого конфликта (заявление о позициях, выдвижение требований) 5. Разрешение конфликта (педагогическими или административными методами)
Cлайд 25
Фазы конфликта пик пик конфликта конфликта фаза фаза подъема фаза подъема спада фаза начальная спада фаза 1-й цикл 2-й цикл 3-й цикл
Cлайд 26
Соотношение фаз и этапов конфликта
Cлайд 27
Длительность конфликтов 1).конфликты по вертикали (более 78%) длятся не более 3-х месяцев; половина из них (55,8%) – длительностью до 1 месяца
Cлайд 28
2).конфликты между руководителями первичного и среднего звеньев: - в течение 3-х месяцев завершается 71% всех конфликтов; - в течение 1 месяца – 49%
Cлайд 29
3).65% конфликтов между государственными служащими разрешается в течение полугода. наибольшее число конфликтов: - в февраля = 17,8% - в марте и сентябре = 12,3%
Cлайд 30
Механизмы возникновения конфликтов (А,Б,В): А). Зависимость конфликтов от конфликтогенов Б). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента В). Зависимость конфликта от нескольких конфликтных ситуаций
Cлайд 31
А). Зависимость конфликтов (КФ) от конфликтогенов (КФГ) - закон эскалации конфликтогенов КФГ1 КФГ2 КФГ3 … КФ, где КФГ 2 >,чем КФГ 1 ; КФГ 3 >, чем КФГ 2 … и т.д. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.
Cлайд 32
Cлайд 33
Правила бесконфликтного взаимодействия (согласно первой формуле) Правило 1. не употребляйте конфликтогены Правило 2. не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген проявляйте эмпатию к собеседнику; делайте как можно больше благожелательных посылов
Cлайд 34
Б). Зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) КС + И = КФ Правила разрешения конфликтов : (согласно второй формуле) устранить конфликтную ситуацию исчерпать инцидент
Cлайд 35
В). Зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС) КС1 + КС2 + … + КС п = КФ, при этом п > 2 Правило разрешения конфликтов: ( согласно третьей формуле) Устранить все конфликтные ситуации
Cлайд 36
Образы конфликтной ситуации = = представления участников конфликта: - о себе (своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.д.) - о противоположной стороне (о потребностях , целях, ценностях и т. д.) - о среде и условиях, в которых протекает конфликт
Cлайд 37
Основные виды искажений: схематизация (упрощение) категоричность оценок и суждений явления казуальной атрибуции (приписывание причин поведения в процессе восприятия социальных объектов) формирование образа врага: - недоверие - возложение вины на врага - негативное ожидание - отождествление его со злом - отказ в сочувствии
Cлайд 38
Факторы, влияющие на искажение образа конфликтной ситуации: 1. эмоциональное реагирование (состояния стресса, агрессивности, наркотического или алкогольного опьянения) 2. уровень интеллектуального развития (ограниченность кругозора, низкий уровень развития категоричность оценок) 3. установки ( установки на себя, на власть, доминирование, жесткость установок и т. д.) 4. оценка – самооценка (их неадекватность)
Cлайд 39
5. уровень информированности участников друг о друге (недостающая информация домысливается) 6. негативное отношение к партнеру (фильтр для адекватного восприятия) 7. особенности восприятия (неспособность правильно оценить и спрогнозировать развитие конфликта) 8. фактор времени (его недостаток)
Cлайд 40
Результаты опроса службы Гэллапа (1997г.) Речевые привычки Раздражает Не раздражает Не знаю Манера перебивать других 88 % 11 % 1 % Употребление крепких выражений или ругательств 84 % 15 % 1 % Манера бормотать или говорить очень тихо 80 % 20 % 0 % Манера говорить слишком громко 73 % 26 % 1 %
Cлайд 41
Монотонный надоедливый голос 73 % 26 % 1 % Использование слов-паразитов 69 % 29 % 2 % Гнусавый, хнычущий голос 67 % 29 % 4 % Манера говорить слишком быстро 66 % 34 % 0 % Грамматические ошибки неправильное произношение слов 63 % 36 % 1 % Слишком высокий голос 61 % 37 % 2 % Иностранный акцент или местный выговор 24 % 75 % 1 %
Cлайд 42
Эмоции в конфликте 1. Управляйте эмоциями (не разжигайте их и не подавляйте) 2. Предварительно подготавливайте эмоциональную сферу 3. Изменяйте «знак » эмоций с – на + 4. Разрешайте свои внутренние противоречия
Cлайд 43
5. Задавайте себе вопросы: I этап: II этап: 1.Что я чувствую? 1.Что я хочу изменить? 2.Что я делаю? 2.Что мне нужно для 3. Как я дышу? этого сделать? 3.Чья это проблема: моя или партнера? 4.Что я хочу получить в результате?
Cлайд 44
III этап: 1. Что я теперь чувствую? 2. Что я теперь делаю? 3. Что я теперь думаю? 4. Как я теперь дышу? 6. Оказывайте себе помощь в острой стрессовой ситуации