Арт-педагогические приемы работы с детьми в образовательном процессе на занятиях искусствоведческого цикла Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 2
состоит в воспитании и обучении, развитии детей (в том числе с проблемами) средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 3
Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 4
Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Одним из таких средств является арт-педагогика – вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 5
Воспитательная функция воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. реализует психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливает эмоциональное равновесие, Помогает переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли Одна из важнейших задач арт-педагогики и арт-терапии – это адаптация ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 6
Л. С. Выготский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б. П. Юсов и другие исследователи в области психологии и педагогики искусства придавали и придают особое значение средствам искусства в формировании субкультуры личности ребенка и отмечают необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 7
Переход из дошкольного учреждения в школу является для ребенка определенным стрессом. Это усиливает его психическую напряженность, в результате в большей степени проявляются имеющиеся отклонения в развитии: гиперактивность или выраженная заторможенность, страхи, повышенная утомляемость и т.п. Искусство помогает преодолеть подобные проблемы, поскольку способно оказать регулирующее воздействие на ребенка, снять напряжение, помочь адаптации его к новым условиям. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 8
Художественное эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении. На уроках художественно-эстетического ряда, на занятиях объединений дополнительного образования педагог имеет прекрасную возможность создания для слабоуспевающих учеников ситуации успеха. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 9
Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими. Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется. Наскальная живопись. На специально отведенной стене, например в рекреации, крепится большой лист бумаги, где дети рисуют все, что хотят и чем хотят (цветными мелками, фломастерами и т.д.). Рисунок на стекле. Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться. Восковой рисунок. – граттаж. Лист бумаги натирается свечой. Затем раскрашивается красками или мелками и процарапывается… Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 10
Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 11
Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки, пузырчатая полиэтиленовая упаковка, пробкой и т.д.). Создать из отпечатков целостную композицию или образ. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 12
Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент. Можно использовать и компьютерную графику.
Cлайд 13
Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх». А может он ему понравится и он перестанет его бояться…
Cлайд 14
Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
Cлайд 15
В каждой кляксе Кто-то есть, Если в кляксу Пальцем влезть. В этой кляксе - Кот с хвостом, Под хвостом - Река с мостом, Судоходная река Для судов и судака. На мосту - Чудак с чудачкой. Под мостом - Судак с судачкой, И плывут туда-сюда Всевозможные суда: Туда плывут с тудачками, Сюда плывут с сюдачками, Отражаются в реке Судаки с чудачками, Чудаки с судачками. Этой кляксе - конец, Надо сделать новую, В ней - огромный дворец И балкон с коровою!
Cлайд 16
Обычный способ, но очень позитивно воздействует на ребенка. Много неожиданностей, тем и привлекает…
Cлайд 17
Cлайд 18
Для рисования предлагается Пейзаж-море Пейзаж- облака, небо Пейзаж- пустыня (песок) Космические дали Пейзаж-впечатление и др.
Cлайд 19
Рисование в воздухе Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Озорные рисунки Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Cлайд 20
Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.
Cлайд 21
Cлайд 22
. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 23
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 24
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 25
в работе с такими детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин... Эти материалы стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам». Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 26
Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна». Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 27
Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 28
Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 29
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Арт-педагогика –интересное, перспективное направление, требующее всестороннего изучения и исследования. Применению арт-педагогических методов нет никаких препятствий, кроме желания учителей изобразительного и музыкального искусства. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 30
Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. В арт-педагогике я вижу мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств арт-педагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.
Cлайд 31
http://www.artkeramica.ru/artpedagogica.htm http://zdd.1september.ru/2006/23/6.htm http://www.science-education.ru/29-1046 http://omskpress.ru/news/21509/Воспитание_набрызгом/2011.03.09/ http://www.cathedral.ru/news/142 Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл. Шишлянникова Е.В. МБОУ гимназия №8 г. Дубна московская обл.