Динамика развития творческого воображения, мышления, речи на ступени персонализации в со-бытийности Со-бытийность - категория психологии, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, исторически – меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека, общность людей в бытийном единстве и различённой само – бытности каждого, входящего в эту общность Персонализация - ступень субъектности (социального деятельностно-преобразующего способа бытия человека, форма само-действия человека)
Cлайд 2
Воображение Пассивное Активное Воссоздающее Творческое Пассивное воображение (сновидения), воссоздающее воображение (создание образа по его описанию), творческое воображение (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом), мечта (вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего).
Cлайд 3
Воображение особая система умственной деятельности, которая, опираясь на способы ориентировки, стремиться к освоению новых способов действий, в результате которых формируются новые образы. Аналитико – синтетические действия Типизация Схематизация Гиперболизаци Заострение Агглютинация
Cлайд 4
Механизмы экстериоризации и интериоризации действий Подражание Рефлексия
Cлайд 5
Виды традиционной творческой деятельности Игровая деятельность Продуктивная деятельность Творческие игры Рисование Игры – драматизации Лепка Конструирование Аппликации Традиционные методы воздействия Наглядные Словесные Действенные
Cлайд 6
Методы метод синектики, где обязательно выполнение четырех специальных приемов, основанных на а) анологии прямой (подумайте как решаются учебные задачи, похожие на данную), б) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения), в) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи), г) фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники) метод брейнсторминга – форма организации творческого процесса для продуцирования идей и решений в группах метод фокальных объектов – признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания объект в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и костность. Так если случайным объектом взят “тигр”, а “фокальным”, карандаш, то получаются сочетания типа “полосатый карандаш”, “клыкастый карандаш”. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям. метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяются главные характеристики объекта, а затем по каждой из них подбирают всевозможные варианты – элементы метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов (а если сделать наоборот, а если взять другой материал, а если уменьшить или увеличить, а если изменить форму)
Cлайд 7
Виды мышления Практически - действенное Наглядно - образное Наглядно- схематическое Словесно – логическое Теоретическое
Cлайд 8
Показатели П1Кубики Косса, методика Векслера (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-ки П2Словарный субтест, методика Векслера (речь, словесное описание образов воображения) П3Креативность воображения, методика Вартегга П4Матрицы Равена (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)Стандартмет-ка П5Богатство творческого комбинирующего воображения П6Систематичность и последовательность в течении образов творческого комбинирующего воображения П7Точность длительного запоминания образов П8Легкость запоминания образов П9Яркость воспроизведенных образов воображения П10Точность непосредственного воспроизведения образов П11Богатство представлений в мышлении, воображении П12Логичность суждений и умозаключений П13Последовательность и систематичность мышления П14Легкость осмысливания новых данных П15Связность и последовательность изложения П16Образность речи П17Творческое воображение П18Дивергентная продуктивность П19Приемы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация) П20Живость воображения П21Воспроизводящее воображение П22Гибкость воображения (Круги Гилфорда) П23Стереотипность воображения П24Наличие мотивации к решению творческих задач (Методика школа зверей)
Cлайд 9
Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента
Cлайд 10
Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента
Cлайд 11
Среднегрупповые величины показателей в контрольной группе на начальном и конечном этапе исследования
Cлайд 12
Среднегрупповые показатели в экспериментальной группе в динамике
Cлайд 13
Литература Аболин Л. М., Валиахметов Х. Х. Духовно – нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности.-Казань: Карпол, 2002 Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология.-М.:Владос-Пресс, 2002 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения .-М.:Академия, 2004 Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2000 Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности.-Йошкар – Ола, 2001 Слободчиков В. И. Психология развития человека.-М.:Школьная пресса, 2000