Право граждан на защиту от неправомерных действий публичной администрации Помазуев А.Е.
Cлайд 2
Механизм права на защиту Нарушенное право Защита в судебном порядке Защита в административном порядке Общая административная жалоба Специальная административная жалоба
Cлайд 3
Соотношение судебных и административных процедур защиты прав Гражданин вправе выбрать способ защиты самостоятельно; Гражданин после решения по административной жалобе может обратиться в суд и суд не связан решением по административной жалобе; Гражданина может одновременно обратиться с административной и судебной жалобой, но приоритет будет иметь решение по судебной; Гражданин не может обжаловать полученное судебное решение в административном порядке
Cлайд 4
Административная жалоба Помазуев А.Е.
Cлайд 5
Основания для создания административных процедур разрешения споров Относительная простота, оперативностью, меньшая затратность; Руководители государственных органов обязаны осуществлять контроль за законностью действий и решений подчиненных, своевременно устранять нарушения; Способны более эффективно восстанавливать нарушенные права с точки зрения: возможности оценки целесообразности более простой и эффективный механизм исполнения решения; Дополняя судебный процедуры позволяют: не не допускать «перегрузки» судебных органов, во-вторых, не возлагать на судебные органы обязанность разрешать незначительные по своему характеру споры, в-третьих, обеспечить более высокое качество судопроизводства за предварительного рассмотрения; Ряд публично-правовых споров, связанных с необходимостью оценки технических, технологических, политических, экономических факторов, условий, переменных, требует наличия специализированной компетенции, информационных ресурсов..
Cлайд 6
Право на административную жалобу Административная жалоба подается: должностному лицу публичной администрации или в орган публичной администрации; на нарушения своих прав или прав третьих лиц представителями публичной администрации;
Cлайд 7
Общая административная жалоба по 59-ФЗ В целом применяется общий порядок рассмотрения обращений Особенности рассмотрения общих административных жалоб: Жалоба подается вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности; Жалоба не может быть передана на рассмотрение лицу, чьи действия обжалуются; Если нет вышестоящего, то общая административная жалоба не может быть подана.
Cлайд 8
Потребность в специальном регулировании общей административной жалобы жалобы свидетельствуют о наличии правового спора (правового конфликта), что предъявляет особые требования к процессуальной форме разрешения этого вида обращений; для данного вида обращений требуется более точно и детально определить подведомственность их рассмотрения, учитывая различные аспекты государственно-служебного подчинения; инициирование спора гражданином или организацией предполагает более детальный механизм направления, регистрации, возвращения, передачи, прекращения производства по жалобе; основу производства по рассмотрению жалоб составляет процедура подготовки и вынесения решения по жалобе, в которой должны быть определены конкретизированные виды и формы решений по жалобе, а также основания для их вынесения; для эффективного разрешения правового спора требуется определить процедуру исполнения решения по жалобе.
Cлайд 9
Общая и специальная административные жалобы Общая АЖ: Регулируется 59-ФЗ Устная или письменная Подается любым лицом Нет пресекательного срока 3 «типовых» решения Специальная АЖ Регулируется иными ФЗ В письменной форме + определенный набор документов Подается участниками правоотношения Есть пресекательный срок Широкий круг решений
Cлайд 10
Судебная жалоба Помазуев А.Е.
Cлайд 11
Регулирование судебной жалобы: Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) Проекты Кодекса административного судопроизводства и ФЗ «Об административных судах» были разработаны, но не нашли поддержки.
Cлайд 12
Судебная жалоба ГПК Глава 25: Подведомственны все дела (общее правило) Районные суды Заявление подается по месту нахождения органа или по месту жительства Пошлина: Физ лица – 200 Юр лица - 2000 Срок рассмотрения дела 10 дней АПК глава 24: Экономические споры Арбитражные суды субъектов РФ Заявление подается по месту нахождения ответчика Пошлина: Физ лица – 200 Юр лица - 2000 Срок рассмотрения дела 3 месяца
Cлайд 13
Общие правила (часть 1) : Дела разрешаются по общим правилам искового производства с учетом особенностей для данной категории дел; В качестве заявителей могут выступать лица, чьи права нарушены + государственные органы, которым такое право предоставлено законом; Оспариваются действия и решения представителей публичной власти Решения – индивидуальные акты; Действия – влекущие правовые последствия, но не облеченные в форму письменных документов; Публичная власть – органы, их должные лица, а также иные субъекты, осуществляющие публичные функции или участвующие в их осуществлении Судебная жалоба подается в форме Заявления об оспаривании незаконного действия (бездействия) или решения;
Cлайд 14
Общие правила (часть 2) : Заявление может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Срок может быть восстановлен; По просьбе заявителя действие акта на период оспаривания может быть приостановлено. Иногда приостановка обязательна; Неявка извещенной стороны не препятствует рассмотрению дела. Суд может признать явку представителя органа обязательной Суд проверяет дело в полном объеме и не связан доводами сторон Порядок 25 ГПК и 24 АПК не распространяется на действия и решения, принятые в соответствии с УПК и КоАП кроме тех случаев, когда такие действия не могут быть обжалованы в соответствии с ГПК И КоАП
Cлайд 15
Распределение бремени доказывания: Заявитель доказывает: Факт нарушения его прав, свобод и законных интересов Орган публичной администрации доказывает: Наличие полномочий на издание акта (осуществление действий); Соблюдение порядка принятия решения; Законность своих действий и решений.
Cлайд 16
Виды решений: Удовлетворение заявления если оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя + не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; Отказывает в удовлетворении заявления во всех иных случаях