X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояни... Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края
Cлайд 2
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояни... Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Цели урока: повторение и обобщение знания о словах категории состояния; работа по формированию коммуникативных умений и навыков: умение находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать свои мысли.
Cлайд 3
Лев Владимирович Щерба (1880-1944) В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в... Лев Владимирович Щерба (1880-1944) В 1928 году Л.В.Щерба, русский лингвист, в статье «О частях речи в современном русском языке» выделил слова категории состояния в особую часть речи и впервые ввёл этот термин.
Cлайд 4
ТЕСТ А1. В каком примере есть слово категории состояния? 1) Лицо темнеет от з... ТЕСТ А1. В каком примере есть слово категории состояния? 1) Лицо темнеет от загара. 2) Последние меры дистанции спортсмен бежал тяжело. 3) Если что-то делаешь, делай хорошо. 4) Пахнет яблоком и мёдом.
Cлайд 5
А2. Какое слово может быть и личным глаголом и категорией состояния? 1) смерк... А2. Какое слово может быть и личным глаголом и категорией состояния? 1) смеркается 2) ломает 3) знобит 4) дышится
Cлайд 6
А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния? 1) Я ЯСНО... А3. В каком примере выделенное слово является категорией состояния? 1) Я ЯСНО выразился? 2) Небо ЯСНО после дождя. 3) Мне стало всё ЯСНО. 4) Дедушка ЯСНО объяснил мне то, чего я раньше не понимал.
Cлайд 7
А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым? 1) имя числи... А4. Какая из перечисленных частей речи относится к неизменяемым? 1) имя числительное 2) местоимение 3) категория состояния 4) причастие
Cлайд 8
В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложен... В1. Укажите, чем выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении? Мне грустно потому, что весело тебе.
Cлайд 9
Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1-категорией состояния Ключ: А1-4, А2-2,А3-3, А4-3, В1-категорией состояния
Cлайд 10
Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное граммат... Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку действий в форме синтаксического ядра безличного предложения. Слова категории состояния могут быть сказуемыми и в двусоставном предложении, если подлежащее выражено инфинитивом: Говорить было трудно.
Cлайд 11
Категорию состояния образуют слова следующих групп: слова на -о, соотносимые ... Категорию состояния образуют слова следующих групп: слова на -о, соотносимые с краткой формой качественных имён прилагательных и с наречиями; слова, соотносимые с именами существительными типа: пора, лень, неохота и др., которые выражают не значение предмета, а состояние (Читать было неохота.) слова со значением желательности, возможности того или иного действия, готовности его произвести: можно, нельзя, надо, необходимо и др.
Cлайд 12
Лексико- семантические группы слов категории состояния. Семантика – от греч. ... Лексико- семантические группы слов категории состояния. Семантика – от греч. semantikos – обозначающий. Смысл (слова, оборота речи, грамматической формы). 1) Слова, обозначающие состояние окружающей среды: . 2) Слова, выражающие физическое состояние человека: 3) Слова, выражающие душевное состояние человека: 4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: 5)Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение: На дворе было душно Было нестерпимо больно. Мне почему-то стало очень обидно. Верно! Безобразно! Можно войти?
Cлайд 13
Модальность – от лат.modus – наклонение. Грамматическая категория, выражающая... Модальность – от лат.modus – наклонение. Грамматическая категория, выражающая формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами и т.д. отношение говорящего к содержанию высказывания. 6) Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.
Cлайд 14
Слова категории состояния могут образовывать формы наклонения и времени: тепл... Слова категории состояния могут образовывать формы наклонения и времени: тепло – было тепло – будет тепло – было бы тепло – пусть будет тепло Слова категории состояния с суффиксом на –о могут образовывать степени сравнения: радостно – радостнее Слова категории состояния – главные в словосочетании страшно мне (управление), стыдно подумать (примыкание)
Cлайд 15
Упражнение 291 на стр. 192 - Сопоставив предложения, заполните таблицу. 1. Сп... Упражнение 291 на стр. 192 - Сопоставив предложения, заполните таблицу. 1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. – На улице тихо. 2. Я весело бежал по тропинке. – Мне было очень весело. 3. Море спокойно. – На душе спокойно. – Степь спит спокойно Слова категории состояния необходимо отличать от омонимичных им наречий и кратких прилагательных.
Cлайд 16
состояние сказуемые в безличном предложении признак предмета часть составного... состояние сказуемые в безличном предложении признак предмета часть составного сказуемого в двусоставном предложении признак действия обстоятельство Части речи Категория состояния Краткое прилагательное Наречие Значение Синтаксическа роль
Cлайд 17
Домашнее задание Параграф 55, упр. 290 стр. 191-192, вопросы и задание Домашнее задание Параграф 55, упр. 290 стр. 191-192, вопросы и задание
Cлайд 18
Морфологический разбор слов категории состояния. Порядок разбора: 1) Часть ре... Морфологический разбор слов категории состояния. Порядок разбора: 1) Часть речи. 2) Значение. 3) Морфологические признаки: неизменяемость; степень сравнения (есть ли есть). 4) Синтаксическая роль.
Cлайд 19
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) М... - Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) Мне, право, неловко. – Он чувствует себя неловко. – Его поведение неловко. 2) Пора отправляться в путь.- Юность – прекрасная пора жизни.
Cлайд 20
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) М... - Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор. 1) Мне, право, неловко (категория состояния). – Он чувствует себя неловко (наречие). – Его поведение неловко (краткое прилагательное). 2) Пора (категория состояния) отправляться в путь. Юность – прекрасная пора (имя существительное) жизни.
Cлайд 21
ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правове... ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), российский религиозный философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма ("Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека", 1918). Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан за границу. Профессор Русского научного института в Берлине (с 1923) и издатель журнала "Русский колокол" (1927-30). В 1934 уволен нацистами, с 1938 - в Швейцарии. Автор нескольких сотен статей и св. 30 книг, в т. ч. "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935, 1962), "Основы борьбы за национальную Россию" (1938), "Аксиомы религиозного опыта" (т. 1-2, 1953), "Наши задачи" (т. 1-2, 1956).
Cлайд 22
Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый... Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить. (14)Безвольному надо больше строгости. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.
Cлайд 23
Проф.Иван Ильин Я ВГЛЯДЫВАЮСЬ В ЖИЗНЬ Книга раздумий 30. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ Проф.Иван Ильин Я ВГЛЯДЫВАЮСЬ В ЖИЗНЬ Книга раздумий 30. НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Cлайд 24
(1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила в... (1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми «одинаково». (5)Тогда справедливость арифметически и механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне. (8)Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, дарами, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете двух одинаковых людей. надо обходиться можно бы ло бы находить осуществлять невозможно найти
Cлайд 25
Тема О равенстве и справедливости Тема О равенстве и справедливости
Cлайд 26
Комментарий (см. текст и примечания к тексту) Имя И. А. Ильина, национального... Комментарий (см. текст и примечания к тексту) Имя И. А. Ильина, национального мыслителя, писателя, литературного критика, публициста, современный читатель не знает. В своей в статье он пишет о «предрассудке естественного равенства», провозглашённом в XVIII веке и мешающем разрешить основную проблему человечества.
Cлайд 27
Проблема (см. задание В8) Проблема социального равенства и справедливости: ра... Проблема (см. задание В8) Проблема социального равенства и справедливости: равны ли люди от природы? Проблема отношения к людям: надо ли со всеми людьми обходиться одинаково? Проблема сущности справедливости: что лежит в основе справедливости?
Cлайд 28
Позиция автора (см. текст) Люди не равны от природы, им даются различные спос... Позиция автора (см. текст) Люди не равны от природы, им даются различные способности. На свете невозможно найти двух одинаковых людей. Справедливость есть искусство неравенства. К людям надо относиться по-разному. Справедливость требует предметно-обоснованного неравенства. В основе справедливости лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям, а также живая совесть и живая любовь к человеку.
Cлайд 29
Своё отношение к позиции автора С мнением русского христианского философа И. ... Своё отношение к позиции автора С мнением русского христианского философа И. А. Ильина я согласна полностью.
Cлайд 30
Аргументы (литературный и жизненный примеры) Думаю, эти размышления натолкнул... Аргументы (литературный и жизненный примеры) Думаю, эти размышления натолкнули русских классиков на создание произведений о социальном неравенстве и несправедливости общества. А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе» пишет о бесправии «маленького человека Самсона Вырина. Н. В. Гоголь показывает, как несправедливы окружающие к Акакию Акакиевичу Башмачкину в повести «Шинель». А. П. Чехов с иронией пишет об Иване Дмитриевиче Червякове в рассказе «Смерть чиновника». Все эти литературные герои несчастны в обществе, которое не видит человеческое в них.
Cлайд 31
Обобщение, вывод Хотелось бы, чтобы люди современного общества поняли, что сп... Обобщение, вывод Хотелось бы, чтобы люди современного общества поняли, что справедливость должна основываться на «живой совести и живой любви к человеку».
Cлайд 32
А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1 Сущность неспра... А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1 Сущность несправедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми. 2 Жизнь была бы простой и лёгкой, если бы все люди были бы одинаковыми. 3 Справедливость не требует равенства, а требует предметно-обоснованного неравенства. 4 Искусство неравенства – это и есть справедливость
Cлайд 33
А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в тексте? 1 повествование 2 о... А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в тексте? 1 повествование 2 описание 3 рассуждение 4 рассуждение с элементами повествования
Cлайд 34
А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы? 1) 1 2) 2 3) 5 4) 21 А30. Укажите предложение, в котором использованы антонимы? 1) 1 2) 2 3) 5 4) 21
Cлайд 35
Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами. В1. Из предложений 20-23 выпишите... Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами. В1. Из предложений 20-23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. В2. Из предложений 20-27 выпишите причастие (-я), употреблённые в значении существительного. В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании надо щадить (предложение 12).
Cлайд 36
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами. В4. Среди предложений 9 -18 найди... Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами. В4. Среди предложений 9 -18 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В5. Среди предложений 3 -6 найдите предложение, осложнённое сравнительными оборотами. Напишите номер этого предложения. В6. Среди предложений 1 -6 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные причины. Напишите номера этих предложений. В7. Среди предложений 20 -27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Cлайд 37
В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина... В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова её природа? Есть ли равенство среди людей? На эти вопросы, которые волнуют людей испокон веков, автор предлагает нам свои ответы. Философские рассуждения И. Ильина отличают такие средства выразительности, как _____(«ибо», «провозгласила», «подобают» и др.), ______ (предложение 6), _______ (предложения 11-16). Однако текст не лишён образности, которую придают ему _____ («живая совесть», «живая любовь», «доброе сердце» и др.)». Список терминов: 1) риторический вопрос 6) парцелляция 2) книжная лексика 7) антонимы 3) фразеологизмы 8) оксюморон 4) синтаксический параллелизм 9) синонимы 5) эпитеты 2 1 4 5
Cлайд 38
Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый... Законы справедливости (11) Ребёнка надо охранять и беречь; это даёт ему целый ряд справедливых привилегий. (12)Слабого надо щадить. (14)Безвольному надо больше строгости. (15) Честному и искреннему надо оказывать больше доверия.
Скачать эту презентацию
Наверх