X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Орфоэпические нормы

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Орфоэпические нормы

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы
Cлайд 2
Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, ... Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог Л.Н.Толстой
Cлайд 3
(от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безу... (от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения, а так же постановку ударения. Сложилась в первой половине XVIII века. Орфоэпия
Cлайд 4
Cлайд 5
Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) кол... Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы (трава). Безударные гласные
Cлайд 6
В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [... В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать. Безударные гласные
Cлайд 7
После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произн... После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей Безударные гласные
Cлайд 8
После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произно... После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы. Безударные гласные
Cлайд 9
В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий ... В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть. Безударные гласные
Cлайд 10
На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся глас... На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить. Безударные гласные
Cлайд 11
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглуш... В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка. Согласные звуки
Cлайд 12
На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствую... На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал. Согласные звуки
Cлайд 13
В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягк... В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е. Согласные звуки
Cлайд 14
Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например:... Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже. Согласные звуки
Cлайд 15
Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, ко... Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а Согласные звуки
Cлайд 16
Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятс... Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика. Согласные звуки
Cлайд 17
В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком,... В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт - п[а]эт, с[о]нет - с[а]нет и др. Произношения иностранных слов
Cлайд 18
Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные п... Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения! Произношения иностранных слов
Cлайд 19
Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных паде... Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта. Литературные ударения
Cлайд 20
В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ... В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.: 1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу; 2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку. Литературные ударения
Cлайд 21
С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женског... С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести. Литературные ударения
Cлайд 22
В родительном падеже множественного числа произносятся: 1) с ударением на осн... В родительном падеже множественного числа произносятся: 1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей; 2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей. Литературные ударения
Cлайд 23
Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существ... Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без. Литературные ударения
Cлайд 24
Например: на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену... Например: на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто; за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто; Литературные ударения
Cлайд 25
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, ... под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое; из: из лесу, из дому, из носу, из виду; без: без вести, без толку, без году неделя Литературные ударения
Cлайд 26
Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит н... Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др. Литературные ударения
Cлайд 27
У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе,... У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д. Литературные ударения
Cлайд 28
В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в к... В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова:
Cлайд 29
Безумец я! Вы прАвы, правЫ!.. Безумец я! Вы прАвы, правЫ!..
Скачать эту презентацию
Наверх