X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Работа на сжатым изложением

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Работа на сжатым изложением

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения
Cлайд 2
Сжатое изложение Содержательная обработка прослушанного текста. Умение извлек... Сжатое изложение Содержательная обработка прослушанного текста. Умение извлекать главную информацию из текста. Языковая обработка прослушанного текста. Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи.
Cлайд 3
1. Замена: однородных членов обобщающим наименованием фрагмента предложения с... 1. Замена: однородных членов обобщающим наименованием фрагмента предложения синонимичным выражением; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчиненного предложения простым. 2. Исключения: повторов; фрагмента предложения: одного или нескольких синонимов. 3. Слияния: нескольких предложений в одно. Разделение информации на главную и второстепен-ную Свёртывание информации за счёт обобщения
Cлайд 4
Роль плана Раскрывает содержание текста. Отражает последовательность развития... Роль плана Раскрывает содержание текста. Отражает последовательность развития авторской мысли. Восстанавливает в памяти содержание текста. Ускоряет работу над текстом сжатого изложения. Помогает сохранить авторский стиль. Организует самоконтроль. Сосредотачивает внимание на содержании абзацев и текста в целом.
Cлайд 5
Принципы составления плана 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетани... Принципы составления плана 1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получаем назывной план. 2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получаем вопросный план. 3. Ответив на вопрос кратко, получаем тезисный план.
Cлайд 6
Образец плана текста Текст Назывной план Вопросный план Тезисный план Обратим... Образец плана текста Текст Назывной план Вопросный план Тезисный план Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не задерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские. Шлемовид-ные купола в древнерус-ской архитектуре. Почему появились шлемовидные купола в древнерус-ском зодчестве? Шлемовид-ная форма куполов оказалась более приспособ-ленной к русскому климату: она не позволяла снегу и дождю скапливать-ся и вредить строению.
Cлайд 7
Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац Подростковый возраст психол... Опорные фразы – ключи к пониманию текста. 1 абзац Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому. Причины сложности подросткового возраста: максимализм, отсутствие жизненных ориентиров, неспособность разобраться в себе самом.
Cлайд 8
Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа станов... Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась». Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий. Основа становления личности подростка - познание себя, понимание ответственности за свои действия. 2 абзац
Cлайд 9
Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью в... Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя. Противоречивость чувств подростка, потребность в положительной внешней оценке, стремление стать индивидуальностью. 3 абзац
Cлайд 10
Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и ... Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения. Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совестливостью, осознанием собственной неповторимости. Подростковый возраст – время приобретения опыта общения с окружающими и формирование ценных качеств личности. 4 абзац
Cлайд 11
УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ ТЕКСТА
Cлайд 12
Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть. Философы, то ест... Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротечности.
Cлайд 13
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в ... Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается.
Cлайд 14
Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на... Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Цейтнот становится всеобщим.
Cлайд 15
Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту сам... Самое дорогое, что есть у человека,- это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое - это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. Самое дорогое - это Время, составляющее нашу жизнь.
Cлайд 16
Сократите сложное предложение за счет менее существенной части. Помню, как во... Сократите сложное предложение за счет менее существенной части. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране.
Cлайд 17
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. Мордочка Микки-Мауса из... Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках, портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный); на детских бутылочках, на баночках, коробках, картонках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. Мордочка Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.
Cлайд 18
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике г... Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.
Cлайд 19
Исключите повторы и объедините предложения. В Спарте сразу после рождения в п... Исключите повторы и объедините предложения. В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». В Спарте убивали физически слабых детей, хотя среди них могли быть гении.
Cлайд 20
Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. Знаменитый худож... Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». (37 слов) Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший всё русское, а потому ему нет равных в этой области.(20 слов)
Cлайд 21
Изложите указанную часть текста одним предложением. Едва ли кто-нибудь может ... Изложите указанную часть текста одним предложением. Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море - вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен. Однажды увидев море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.
Cлайд 22
Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны ... Подчеркните в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах. На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом. Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами, убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков стали применять самолеты и вертолеты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и условий для их жизни. Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и болотах.
Cлайд 23
Сжато изложите содержание абзаца. Что надо лесному зверю, зверьку или зверены... Сжато изложите содержание абзаца. Что надо лесному зверю, зверьку или зверенышу для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует. (90 слов) Что надо лесному жителю для зимнего выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они, в отличие от других зверей, все от начала до конца делают сами: и жилища сооружают, и корм припасают. (38 слов)
Cлайд 24
Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний Египет был крупней... Напишите текст, объединяющий общую информацию высказываний Египет был крупнейшей аграрной державой, и многочисленные запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Кошек, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова. В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив. В Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу. В странах мира к кошке относились по-разному: в Египте она считалась священным животным из-за своих охотничьих качеств, в Китае-символом материнства, а в Японии – признаком материальной обеспеченности.
Cлайд 25
Проверяем себя Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что поп... Проверяем себя Андерсен умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Пожалуй, неправильно называть это свойство умением. Гораздо вернее назвать его талантом, редкой способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. (37 слов) Андерсен умел радоваться интересному. Это талант, редкая способность человека обращать внимание на всё. (13 слов)
Cлайд 26
Проверяем себя Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание н... Проверяем себя Мы ходим по земле, но часто ли нам является в голову желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или даже больше - легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных вещей. (53 слова) Мы часто не хотим замечать обыденное, хотя в нём есть много удивительного. (12 слов)
Cлайд 27
Проверяем себя Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков... Проверяем себя Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки - такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой. Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево! (74 слова) Разве не интересен сухой мох, цветок подорожника или обломок перламутровой ракушки? Разве не прекрасна каждая травинка и семечко липы, из которого вырастет дерево? (23 слова)
Cлайд 28
Проверяем себя В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, ког... Проверяем себя В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал писать свои первые прелестные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно - певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Несмотря на это, отдаленный голос сказки давно слышался то в одном, то в другом из его произведений как звук чуть затронутой, но тотчас же отпущенной струны. (72 слова) В биографии Андерсена нелегко определить, когда он начал писать свои сказки. Его память была полна волшебных историй. Но юноша Андерсен долго считал себя кем угодно, но только не сказочником. Однако сказка жила в его произведениях. (33 слова)
Cлайд 29
Проверяем себя Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частн... Проверяем себя Свободное воображение ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег бы сказочник, - будь то горлышко пивной бутылки, капля росы на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь. Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей. (56 слов) В окружающей жизни не было ничего, чем он пренебрёг бы. Любая мысль находила выражение в простых вещах.(17 слов)
Cлайд 30
Проверяем себя Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что л... Проверяем себя Что толкнуло Андерсена в область сказки? Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, "слушая ее голос", особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии, почти всегда окутанных неплотным туманом, дремлющих под слабым мерцанием звезд. Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность. (52 слова) Природа также вдохновляла Андерсена на создание сказок. (6 слов)
Cлайд 31
Проверяем себя Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди... Проверяем себя Но мы также знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочных праздников, и придавал им нарядную форму, свойственную елочным украшениям. Этот человек был настоящим волшебником. (32 слова) (По К.Паустовскому) (376 слов) Его произведения, написанные в новогодние праздники, нарядны, похожи на ёлочные игрушки. Андерсен был настоящим волшебником. (15 слов) (117 слов)
Cлайд 32
Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексик... Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает: 1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; 2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте; 3) точность передачи информации в каждой из микротем.
Скачать эту презентацию
Наверх