X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Символика православной иконы

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Символика православной иконы

Скачать эту презентацию
Cлайд 1
Символика православной иконы Символика православной иконы
Cлайд 2
Ико на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», ... Ико на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»). Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Cлайд 3
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в ... Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.
Cлайд 4
В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепе... В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).
Cлайд 5
Перспектива Перспекти ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) — Я... Перспектива Перспекти ва (фр. perspective от лат.  perspicio — ясно вижу) — Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя) Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Cлайд 6
Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб разном... Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеоб разном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Cлайд 7
Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в ино... Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа
Cлайд 8
«Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "ад... «Изображение» времени Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время. До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется. В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Cлайд 9
В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. ... В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах. Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в од ном пространстве, которое похоже на свиток, развора чивающийся на наших глазах.
Cлайд 10
Изображение архитектуры Изображение архитектуры
Cлайд 11
Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение... Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Cлайд 12
Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначе... Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Cлайд 13
Изображение света Изображение света
Cлайд 14
Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины... Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Cлайд 15
Изображение лика Изображение лика
Cлайд 16
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особо... Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Cлайд 17
К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в ико... К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Cлайд 18
Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. ... Символика цвета Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.
Cлайд 19
Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царск... Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Cлайд 20
Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни... Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Cлайд 21
Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простот... Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Cлайд 22
. Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - си... . Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Cлайд 23
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе чер... Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Cлайд 24
Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "... Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.
Cлайд 25
Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепростра... Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами. Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Cлайд 26
Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре... Символика геометрических фигур По античным и средневековым воззрениям, четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою. Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром. На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.
Cлайд 27
Символика предметов и животных Изображение павлина - мотив изобилия, плодород... Символика предметов и животных Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Cлайд 28
Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источн... Виноградная лоза Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Cлайд 29
Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве сосед... Символика агнца С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Cлайд 30
Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших... Символика рыбы В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков" (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Cлайд 31
Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия ... Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Cлайд 32
Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк — автор второго Евангелия, нап... Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк — автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Cлайд 33
Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду заня... Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Cлайд 34
Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия,... Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Cлайд 35
Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, ... Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни. С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Cлайд 36
Источники: http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/40... Источники: http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4 http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
Cлайд 37
Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня Бычк... Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Лобня Бычковой Наталией Михайловной. 2009 г.
Скачать эту презентацию
Наверх