Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают его больше, чем те, которые пришли в голову другим. Паскаль Модуль – это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.
Cлайд 3
Основная цель модульного обучения – формирование навыков самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Меняется форма общения. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Преподаватель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.
Cлайд 4
Исходные научные идеи: Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если студент выполняет задание с дозированной помощью учителя или однокурсников(подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики : то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, студент переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
Cлайд 5
Задачи учителя. Разработка инструкций модулей. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока. Управление учебно-позновательной деятельностью через модули. Уточнение модулей при практической работе с ними. Контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.
Cлайд 6
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ Название модуля. Короткое, точное, понятное. В случае затруднений допускается использование подзаголовков. Цель модуля. Краткое резюме содержание модуля, написанное в эвристическом ключе. Примерная лексика: В этом модуле Вы познакомитесь с ... Для того, чтобы ... Ответы на эти вопросы Вы найдете на таких-то страницах. Задания для самоконтроля помогут Вам проверить уровень и качество своих знаний. Правильные ответы - на таких-то страницах. План модуля. Примерно от трех до восьми пунктов. С короткими пояснениями к ним. Изложение учебного материала (по небольшим порциям, частям). Примерный объем каждой порции 1-2, реже 3 страницы. Материал излагается простым, понятным языком, так, чтобы для понимания текста помощь учителя не требовалась ни одному ученику. Все понятия точно определены, приведены в систему Задания в тестовой форме к каждой порции модуля. Задания в других формах для проверки знаний и умений. Развивающие и творческие задания. Тестовый контроль по всему материалу модуля. Критерий полного усвоения модуля и перехода к изучению другого модуля.
Cлайд 7
Типизация УЭ на основе носителя учебной информации. Учебный элемент (УЭ) Носитель учебной информации Указания ученику к применению Текстовой Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д. Картографический Атлас, настенные карты, планы, картосхемы Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т.д. Табличный Таблицы, графики, блок -диаграммы Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д. Иллюстративный Фото, рисунки, репродукции Определи, что изображено; составь рассказ, опиши и т.д. Словесный Учитель, докладчик, лектор Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т.д. Компьютерный Базы данных, мультимедийные средства обучения Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т.д. Аудиовизуальный Видео, кино, слайды, записи, диски Ответь на вопросы, составь свои комментарии и т.д. Натурный Географические объекты и явления на местности Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т.д. Смешанный Несколько носителей информации Разнообразные
Cлайд 8
Преимущество модульных технологий. Генерализация учебного материала, разбивка на блоки модули. Комплексное планирование задач урока. Оптимальная последовательность этапов. Дифференцированный подход к учащимся. Усиление мотивации обучения. Максимальная индивидуализация. Самооценка и саморегуляция учащимися своих учебных достижений. Варьирование функций педагога от информационно- контролирующей до консультационно – координирующей. Адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет диагностики знаний и темпа усвоения.
Cлайд 9
Преимущества для студентов: студенты точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; студенты могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на студенте, а не на преподавателе.
Cлайд 10
Преимущества для учителей: учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно определяет проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления студентов, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи.
Cлайд 11
Основные трудности для студентов: студенты должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; студенты должны выполнять большой объем самостоятельной работы; студенты сами несут ответственность за свое обучение.
Cлайд 12
Основные трудности для учителей: Учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником студента в достижении поставленных целей; Уровень готовности студента к выполнению самостоятельной учебной деятельности. Материальные возможности образовательного учреждения. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной