Элементы таблицы Менделеева

Презентация на тему Элементы таблицы Менделеева

Элементы таблицы Менделеева Афанасьева М. Н. МБОУ «Средняя общеобразовательна... Элементы таблицы Менделеева Афанасьева М. Н. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска
Таблица и ученые Таблица и ученые
Резерфордий (№104) Rutherfordium – от лат. 1964 г. – Г. Н. Флеров и сотрудники Резерфордий (№104) Rutherfordium – от лат. 1964 г. – Г. Н. Флеров и сотрудники
Первое сообщение о получении ядер элемента №104 было сделано в 1964 группой ф... Первое сообщение о получении ядер элемента №104 было сделано в 1964 группой физиков, работавших в Дубне под руководством Г. Н. Флерова, по ядерной реакции 24294Pu + 2210Ne = 259 104 + 510 n Для химической идентификации нового элемента И. И. Зварой была предложена методика, в которой изучалась летучесть высшего хлорида этого элемента. В 1966-1969 было доказано, что высший хлорид образующегося элемента №104 летуч и по своему поведению при нагревании похож на высшие хлориды элементов группы IVB: циркония и гафния. Признано, что надежные данные по химической идентификации нового элемента группой И. И. Звары, изучавшей летучесть его высших галогенидов — тетрахлорида и тетрабромида, были получены в Дубне в 1968-1970. В 1969-1970 в Беркли (США) были получены сведения о поведении атомов элемента №104 при экстракционных процессах. Советские исследователи предложили для нового элемента название «курчатовий », американские — «резерфордий». В 1994 Международная комиссия по названиям новых элементов для элемента №104 предложила название «дубний», которое использовалось в 1995-97. В 1997 съезд Международной организации химиков (ИЮПАК) окончательно присвоил элементу №104 название «резерфордий».
Сиборгий (№106) Siborgium – в честь ученого Г. Сиборга Сиборгий (№106) Siborgium – в честь ученого Г. Сиборга
Период полураспада измеряется сотнями и тысячами долей секунд. 20782Pb + 5424... Период полураспада измеряется сотнями и тысячами долей секунд. 20782Pb + 5424Cr = 259106 + 2n Реакция была осуществлена в 1974 году.
Борий (№ 107) Bohrium – в честь Н. Бора 1976 г. - Г. Н. Флеров, Ю. Ц. Оганеся... Борий (№ 107) Bohrium – в честь Н. Бора 1976 г. - Г. Н. Флеров, Ю. Ц. Оганесян и сотрудники (СССР)
Радиоактивный искусственно полученный химический элемент с атомным номером 10... Радиоактивный искусственно полученный химический элемент с атомным номером 107, в 7 периоде периодической системы. Существуют нуклиды бория с массовыми числами 261 (период полураспада Т1/2 11,8 мкс) и 262 (период полураспада менее 1 мс). Нуклид 262Bh впервые был получен в 1981 в Дармштадте (Германия) в результате реакции «холодного» слияния ядер 209Bi и 54Cr, нуклид 261Bh синтезирован в Дармштадте в 1989. Первые опыты по получению Bh реакцией между ядрами 209Bi и 54Cr с образованием элемента 105 с массовым числом 257 или 258 выполнены в 1976 Ю. Ц. Оганесяном с сотрудниками в Дубне (СССР). В заметных количествах Bh не получен, поэтому его свойства не изучены. Назван по имени датского физика Н. Бора.
Мейтнерий (№ 109) Meitnerium – в честь Лизе Мейтнер 1982 г. - Дармштадт (Герм... Мейтнерий (№ 109) Meitnerium – в честь Лизе Мейтнер 1982 г. - Дармштадт (Германия)
Радиоактивный искусственно полученный химический элемент с атомным номером 10... Радиоактивный искусственно полученный химический элемент с атомным номером 109. Название дано в честь австрийского физика Лизе Мейтнер, которая в 1917 была в числе исследователей, открывших новый химический элемент — протактиний, а в 1939 совместно с датским физиком О. Фришем обосновала представление о делении ядер урана под действием нейтронов. Мейтнерий (его a-радиоактивный нуклид 266Mt с периодом полураспада Т1/2 3,5 мс) впервые получен в 1982 в Дармштадте (Германия) при облучении мишени из 20983Bi ускоренными до больших скоростей ионами железа-58: 20983Bi + 5826Fe = 266109 Mt + n По продукту a-распада 262Bh (радионуклида элемента №107) идентифицировано три атома мейтнерия.
Гадолиний (№ 64) Gadolinium - в честь химика Гадолина 1880 г. – Ж. Мариньяк Гадолиний (№ 64) Gadolinium - в честь химика Гадолина 1880 г. – Ж. Мариньяк
Черно – зеленый, похожий на асфальт минерал, найденный в 1787 году лейтенанто... Черно – зеленый, похожий на асфальт минерал, найденный в 1787 году лейтенантом шведской армии Карлом Аррениусом в заброшенном карьере близ местечка Иттерби, оказался поистине чудесным. Помимо бериллия. Кислорода, кремния, он содержал небольшие количества редкоземельных элементов. Член – корреспондент Петербургской академии наук финский химик Юхан Гадолин вскоре обнаружил в минерале следы неизвестной земли, которую Андрес Экеберг назвал иттербиевой, а минерал, из которого ее выделили, предложил именовать гадолинитом. Впоследствии образец неоднократно исследовали. Находки, сделанные учеными доказали, что он имеет весьма сложный состав: по словам известного финского минералога Флинта, гадолинит «сыграл в истории неорганической химии значительно большую роль, чем какой – либо другой».
И в самом деле, кроме иттрия в нем нашли оксиды эрбия и тербия. Позже, правда... И в самом деле, кроме иттрия в нем нашли оксиды эрбия и тербия. Позже, правда, выяснилось, что оксид тербия тоже неоднороден, т.к. содержал примесь нового элемента – иттербия. А вот «гадолиниевой земли» так обнаружить не удалось… Неувязку ликвидировал в 18880 году швейцарский химик де Мариньяк. В минерале самарските он открыл неизвестную землю и по совету своего друга и соратника Лекока де Буабодрана назвал ее гадолиниевой, положив начало традиции присваивать новым элементам имена выдающихся ученых. Металлический гадолиний впервые получил Жорж Урбен в 1935 году. А два года спустя И. Тромб ухитрился так очистить его, что примесей в металле осталось менее одного процента.
Кюрий (№96) Curium – в честь М. и П. Кюри 1944 г. – Г. Сиборг и его сотрудник... Кюрий (№96) Curium – в честь М. и П. Кюри 1944 г. – Г. Сиборг и его сотрудники путем нейтронной бомбардировки плутония
Следует сказать, что Гленн Сиборг, Рольф Джеймс, Леон Морган и Альберт Гиорсо... Следует сказать, что Гленн Сиборг, Рольф Джеймс, Леон Морган и Альберт Гиорсо получили сначала кюрий, а не предшествующий ему по порядковому номеру америций. Облучая плутониевую мишень в циклотроне альфа – частицами, ученые искусственно создали в 1944 году еще один элемент, назвав его кюрием – в память о Марии и Пьере Кюри. Позже было установлено, что элемент № 96 можно синтезировать, облучая америций нейтронами. При этом изотоп испускает бета – частицу и превращается в изотоп кюрия с массовым числом 242, ультрамикрохимические исследования которого впервые выполнили в 1947 году Вернер и Перлман. Сейчас известно 14 изотопов элемента №96. Пьер и Мария Кюри работали вместе и открытия у них общие… чтобы подчеркнуть их равные права, Сиборг и его коллеги придумали хитрость: первая буква фамилии мужа и начальная буква имени жены образовали химический символ элемента № 96 (Cm). Наиболее долгоживущий изотоп 247Cm (1956 г. П. Фиелдс и сотр. США). Металл получен в 1964 году.
Эйнштейний (№ 99)_ Einsteinium – в честь А. Эйнштейна Г. Сиборг, А. Гиорсо и ... Эйнштейний (№ 99)_ Einsteinium – в честь А. Эйнштейна Г. Сиборг, А. Гиорсо и др. – ядерные превращения
1 ноября 1952 года в южной части Тихого океана на атолле Бикини прогремел взр... 1 ноября 1952 года в южной части Тихого океана на атолле Бикини прогремел взрыв очередного американского ядерного устройства. Он был настолько силен, что посреди острова образовался кратер шириной почти в 2 км, а радиоактивное облако взметнулось на высоту 20 км. Постепенно разрастаясь, оно достигло огромных размеров. Элемент № 99 был обнаружен в чреве термоядерного гриба. Реактивные самолеты, управляемые по радио, пронесли сквозь облако камеры с бумажными фильтрами. Их немедленно доставили в радиационную лабораторию Калифорнийского университета, где группа ученых (Гленн Cиборг, Стенли Томпсон, Альберт Гиорсо, Дж. Хиггинс и др.) занялась исследованием следов на фильтрах.
Сотрудники Аргонской национальной и Лос – Аламосской научно – исследовательск... Сотрудники Аргонской национальной и Лос – Аламосской научно – исследовательской лабораторий собирали в это время продукты распада на уцелевших после взрыва коралловых рифах. Через некоторое время найденные ими образцы тоже были доставлены в Калифорнию. Выяснилось, что атомы урана, который входил в состав термоядерного устройства, способны в некоторых случаях (при взрыве, например) захватывать до 17 нейтронов. Под действием колоссальной температуры и невероятного сжатия вес его ядра возрос до 255. Перегруженное энергией, оно распадается последовательно, образуя тяжелые трансурановые элементы: калифорний, берклий, кюрий, америций, плутоний, нептуний. И не только их. Обработав химическими методами доставленные образцы, ученые обнаружили изотопы двух неизвестных элементов. Один из них был назван эйнштейнием – в честь великого физика современности Альберта Эйнштейна.
Фермий (№100) Fermium – в честь Э. Ферми 1952 г. – Г. Сиборг, А. Гиорсо и др.... Фермий (№100) Fermium – в честь Э. Ферми 1952 г. – Г. Сиборг, А. Гиорсо и др. – ядерные превращения
Что же происходит в чреве атомного взрыва? В течение миллионных долей секунды... Что же происходит в чреве атомного взрыва? В течение миллионных долей секунды ядра урана буквально сотрясаются настоящим нейтронным шквалом, который порождают сливающиеся легкие элементы. Бумажные фильтры, пронесенные самолетами сквозь радиоактивное облако, и образцы, собранные на атолле Бикини, в эпицентре взрыва, подтвердили: кроме эйнштейния образовался еще один элемент. Гленн Сиборг и его помощники, пропустив раствор сквозь ионообменную колонну, обнаружили новое вещество. В память знаменитого итальянского физика Энрико Ферми элемент назвали его именем. 255Fm – продукт термоядерного взрыва; наиболее долгоживущий изотоп 257Fm (1967 г. Ф. Азаро, И. Перлман, США)
Менделевий (№101) Mendelevium - в честь Д. И. Менделеева 1955 г. – Г. Сиборг,... Менделевий (№101) Mendelevium - в честь Д. И. Менделеева 1955 г. – Г. Сиборг, А. Гиорсо и др.
Приступая к синтезу 101 элемента в 1955 году, Гленн Сиборг и его помощники Ал... Приступая к синтезу 101 элемента в 1955 году, Гленн Сиборг и его помощники Альберт Гиорсо, Бернард Гарвей, Грегори Чоппин и Стенли Томпсон знали, где его искать. К тому времени в атомном реакторе было получено несколько миллионов атомов эйнштейния. Их нанесли на золотую фольгу, высушили и с помощью анализатора – прибора для измерения энергии излучения - установили, что на мишени действительно находятся атомы эйнштейния. Они поместили мишень со слоем эйнштейния в циклотрон и подвергли ее интенсивной бомбардировке ядрами гелия. Ученые провели более десяти опытов, получив 17 атомов нового элемента. В знак признания выдающейся роли великого русского химика Д. И. Менделеева, Гленн Сиборг и его коллеги назвали новое вещество менделевием.
Нобелий (№102) Nobelium – в честь Альфреда Нобеля Г. Н. Флеров и группа учены... Нобелий (№102) Nobelium – в честь Альфреда Нобеля Г. Н. Флеров и группа ученых Калифорнийского университета
В июле 1957 года над зданием американской газеты «Нью – Йорк – таймс» вспыхну... В июле 1957 года над зданием американской газеты «Нью – Йорк – таймс» вспыхнула неоновая надпись: «В Стокгольме открыт элемент 102. Он окрещен нобелием». Но вскоре выяснилось, что группа англо – шведско – американских ученых преждевременно ударила в колокола. Если бомбардировать кюрий ядрами углерода. То получить новое вещество с атомной массой 251 или 253 и периодом полураспада около 10 минут нельзя. Это установили советские физики во главе с академиком Георгием Николаевичем Флеровым. Они несколько видоизменили условия получения 102-го элемента. Обстреляв плутониевую мишень ядрами кислорода, наши ученые доказали, что его изотопы имеют более высокое массовое число, а период их полураспада составлял около 40 секунд. «Крестный отец» почти всех трансурановых элементов Гленн Сиборг взялся рассудить, кто тут прав. В апреле 1958 года сотрудники лаборатории имени Лоуренса в Беркли повторили под его руководством опыт шведов. И что же? Им удалось получить несколько десятков атомов 102 – го элемента, но время их жизни, как показали измерения, не превышали 3 секунд. Это ближе к правде, но тоже не соответствовало истине. Создалось весьма щекотливое положение, три эксперимента – три непохожих результат.
Тогда последовало соглашение: пока не будут найдены более достоверные доказат... Тогда последовало соглашение: пока не будут найдены более достоверные доказательства – не присваивать 102- му имя «нобелий». Лишь в марте 1963 года группа исследователей во главе с Евгением Ивановичем Донцом доказал, что советские ученые правильно определили свойства нового элемента. Не на 12 атомах, как шведы, и не на нескольких десятках, полученных американскими физиками, а более чем на 700 актах полураспада 102 – го Г. Н. Флеров и Е. Донец подтвердили, что в их выводах нет ошибки. По словам Г. Н. Флерова, от нобелия осталось только обозначение No. А слово это вряд ли нуждается в переводе. Все изотопы получены по ядерным реакциям с тяжелыми ионами: 238U (22Ne, 5n) 255 102
Лоуренсий (№ 103) Laurencium – в честь Э. Лоуренса 1961 г. – сотрудники Калиф... Лоуренсий (№ 103) Laurencium – в честь Э. Лоуренса 1961 г. – сотрудники Калифорнийского универси-тета под руководством А. Гиорсо
Достоверный синтез был осуществлен по ядерной реакции 243Am (180,5n)255103 в ... Достоверный синтез был осуществлен по ядерной реакции 243Am (180,5n)255103 в 1965 году (Г. Н. Флеров и сотрудники США).