Строение и функции хромосом

Презентация на тему Строение и функции хромосом

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ХРОМОСОМ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ХРОМОСОМ
План урока Строение хромосом Функции хромосом Виды хромосом Количество хромос... План урока Строение хромосом Функции хромосом Виды хромосом Количество хромосом у растений и животных Нарушения структуры хромосом
ХРОМОСОМА (от греч. chroma — цвет, краска + soma — тело) — комплекс одной мол... ХРОМОСОМА (от греч. chroma — цвет, краска + soma — тело) — комплекс одной молекулы ДНК с белками.
СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ Схема строения хромосомы в поздней профазе — метафазе митоз... СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМ Схема строения хромосомы в поздней профазе — метафазе митоза: 1—хроматида; 2—центромера; 3—короткое плечо; 4—длинное плечо
ЦЕНТРОМЕРА (от центр + греч. meros — часть) — специализированный участок ДНК,... ЦЕНТРОМЕРА (от центр + греч. meros — часть) — специализированный участок ДНК, в районе которого в стадии профазы и метафазы деления клетки соединяются две хроматиды, образовавшиеся в результате дупликации хромосомы.
ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРОМЕРЫ Центромера играет важную роль при расположении хромосом в... ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНТРОМЕРЫ Центромера играет важную роль при расположении хромосом в виде метафазной пластинки В процессе расхождения дочерних хромосом к полюсам клетки, так как при помощи центромеры каждая хроматида соединяется с нитями веретена деления. Каждая центромера разделяет хромосому на два плеча.
ХРОМАТИДА (от греч. chroma - цвет, краска + eidos - вид) — часть хромосомы от... ХРОМАТИДА (от греч. chroma - цвет, краска + eidos - вид) — часть хромосомы от момента ее дупликации до разделения на две дочерние в анафазе, представляет собой нить молекулы ДНК соединенную с белками. Хроматиды образуются в результате дупликации хромосом в процессе деления клетки.
Хромосомы имеются в ядрах всех клеток. Каждая хромосома содержит наследственн... Хромосомы имеются в ядрах всех клеток. Каждая хромосома содержит наследственные инструкции - гены.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ХРОМОСОМ телоцентрические (палочковидные хромосомы с цен... МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ХРОМОСОМ телоцентрические (палочковидные хромосомы с центромерой, расположенной на проксимальном конце); акроцентрические (палочковидные хромосомы с очень коротким, почти незаметным вторым плечом); субметацентрические (с плечами неравной длины, напоминающие по форме букву L); метацентрические (V-образные хромосомы, обладающие плечами равной длины).
ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ От греч.Гомос - одинаковый Гомологичные хромосомы - па... ГОМОЛОГИЧНЫЕ ХРОМОСОМЫ От греч.Гомос - одинаковый Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов.
ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ В клетках тела двуполых животных и растений каждая ... ГАПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ В клетках тела двуполых животных и растений каждая хромосома представлена двумя гомологичными хромосомами, происходящими одна от материнского, а другая от отцовского организма. Такой набор хромосом называют диплоидным (двойным)
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ Половые клетки, образовавшиеся в результате мейоза,... ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ Половые клетки, образовавшиеся в результате мейоза, содержат только одну из двух гомологичных хромосом. Этот набор хромосом называют гаплоидным (одинарным).
ФУНКЦИИ ХРОМОСОМ Осуществляют координацию и регуляцию процессов в клетке путе... ФУНКЦИИ ХРОМОСОМ Осуществляют координацию и регуляцию процессов в клетке путем синтеза первичной структуры белка, информационной и рибосомальной РНК
ВИДЫ ХРОМОСОМ: ГИГАНТСКИЕ ХРОМОСОМЫ Видны в некоторых клетках на определенных... ВИДЫ ХРОМОСОМ: ГИГАНТСКИЕ ХРОМОСОМЫ Видны в некоторых клетках на определенных стадиях клеточного цикла. Например, в клетках некоторых тканей личинок двукрылых насекомых (политенные хромосомы) и в ооцитах различных позвоночных и беспозвоночных (хромосомы типа ламповых щеток). Именно на препаратах гигантских хромосом удалось выявить признаки активности генов.
ВИДЫ ХРОМОСОМ: ГИГАНТСКИЕ ХРОМОСОМЫ Гигантские хромосомы из клеток слюнной же... ВИДЫ ХРОМОСОМ: ГИГАНТСКИЕ ХРОМОСОМЫ Гигантские хромосомы из клеток слюнной железы Drosophila melanogaster. Цифрами обозначены аутосомы, а буквами их плечи (R - правое плечо, L - левое плечо), X - X-хромосома (Мюнтцинг А. Генетические исследования, 1963).
ПОЛИТЕННЫЕ ХРОМООСМЫ Впервые обнаружены Е.Г. Бальбиани в 1881г, однако их цит... ПОЛИТЕННЫЕ ХРОМООСМЫ Впервые обнаружены Е.Г. Бальбиани в 1881г, однако их цитогенетическая роль была выявлена Костовым, Пайнтером, Гейтцем и Бауером. Содержатся в клетках слюнных желез, кишечника, трахей, жирового тела и мальпигиевых сосудов личинок двукрылых.
ХРОМОСОМЫ ТИПА ЛАМПОВЫХ ЩЕТОК Обнаружены Рюккертом в 1892 году. По длине прев... ХРОМОСОМЫ ТИПА ЛАМПОВЫХ ЩЕТОК Обнаружены Рюккертом в 1892 году. По длине превышают политенные хромосомы, наблюдаются в ооцитах на стадии первого деления мейоза, во время которой процессы синтеза, приводящие к образованию желтка, наиболее интенсивны. Общая длина хромосомного набора в ооцитах некоторых хвостатых амфибий достигает 5900 мкм
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ У РАСТЕНИЙ ГОРОХ - 14 КРАСНАЯ СМОРОДИНА – 16 БЕРЕЗА... ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ У РАСТЕНИЙ ГОРОХ - 14 КРАСНАЯ СМОРОДИНА – 16 БЕРЕЗА – 18 МОЖЖЕВЕЛЬНИК – 22 ДУБ – 24 ЛЕН – 30 ВИШНЯ – 32 ЯБЛОНЯ – 34 ЯСЕНЬ – 46 КАРТОФЕЛЬ – 48 ЛИПА - 82
ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ У ЖИВОТНЫХ КОМАР – 6 ОКУНЬ – 28 ПЧЕЛА – 32 СВИНЬЯ –... ДИПЛОИДНЫЙ НАБОР ХРОМОСОМ У ЖИВОТНЫХ КОМАР – 6 ОКУНЬ – 28 ПЧЕЛА – 32 СВИНЬЯ – 38 МАКАК-РЕЗУС –42 КРОЛИК - 44 КРОЛИК – 44 ЧЕЛОВЕК – 46 ШИМПАНЗЕ – 48 БАРАН – 54 ОСЕЛ – 62 ЛОШАДЬ – 64 КУРИЦА - 78
24-цветная FISH хромосом человека: a - метафазная пластинка (Рубцов  Н. Б., К... 24-цветная FISH хромосом человека: a - метафазная пластинка (Рубцов  Н. Б., Карамышева  Т. В.  Вестн. ВОГиС, 2000).
24-цветная FISH хромосом человека: b - pаскладка хромосом. (Рубцов  Н. Б., Ка... 24-цветная FISH хромосом человека: b - pаскладка хромосом. (Рубцов  Н. Б., Карамышева  Т. В.  Вестн. ВОГиС, 2000).
ВСЕ ХРОМОСОМЫ ЧЕЛОВЕКА ВСЕ ХРОМОСОМЫ ЧЕЛОВЕКА
Кариотип домашней кошки Felis catus ( Брайен С. и др. Генетика кошки, 1993). Кариотип домашней кошки Felis catus ( Брайен С. и др. Генетика кошки, 1993).
КАРИОТИП Это совокупность числа, величины и морфологии митотических хромосом КАРИОТИП Это совокупность числа, величины и морфологии митотических хромосом
НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ХРОМОСОМ Нарушение структуры хромосом происходит в резуль... НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРЫ ХРОМОСОМ Нарушение структуры хромосом происходит в результате спонтанных или спровоцированных изменений: Генные (точковые) мутации (изменения на молекулярном уровне) Аберрации (микроскопические изменения, различимые при помощи светового микроскопа): делеции дупликации транслокации инверсии
ДЕЛЕЦИЯ от лат. deletio — уничтожение — хромосомная аберрация (перестройка), ... ДЕЛЕЦИЯ от лат. deletio — уничтожение — хромосомная аберрация (перестройка), при которой происходит потеря участка хромосомы.
Может быть следствием разрыва хромосомы или результатом неравного кроссингове... Может быть следствием разрыва хромосомы или результатом неравного кроссинговера. Делеции подразделяют: на интерстициальные (потеря внутреннего участка) терминальные (потеря концевого участка). ДЕЛЕЦИЯ
ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕЦИИ Делеция белка CCR5-дельта32 приводит к невосприимчивости её ... ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛЕЦИИ Делеция белка CCR5-дельта32 приводит к невосприимчивости её носителя к ВИЧ. Сейчас к ВИЧ устойчиво в среднем 10 % европейцев, однако в Скандинавии эта доля достигает 14-15 %. У финнов и русских доля устойчивых людей еще выше — 16 %, а в Сардинии — всего 4 %.
ДУПЛИКАЦИИ От лат. duplicatio — удвоение — структурная хромосомная мутация, з... ДУПЛИКАЦИИ От лат. duplicatio — удвоение — структурная хромосомная мутация, заключающаяся в удвоении участка хромосомы.
ТРАНСЛОКАЦИЯ Тип хромосомных мутаций. В ходе транслокации происходит обмен уч... ТРАНСЛОКАЦИЯ Тип хромосомных мутаций. В ходе транслокации происходит обмен участками негомологичных хромосом, но общее число генов не изменяется. Различные транслокации приводят к развитию лимфом, сарком, заболеванию лейкемией, шизофренией.
ИНВЕРСИИ Это изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одног... ИНВЕРСИИ Это изменение структуры хромосомы, вызванное поворотом на 180° одного из внутренних её участков. Подобная хромосомная перестройка — следствие двух одновременных разрывов в одной хромосоме.