X

Код презентации скопируйте его

Ширина px

Вы можете изменить размер презентации, указав свою ширину плеера!

Генотип – целостная система

Скачать эту презентацию

Презентация на тему Генотип – целостная система

Скачать эту презентацию

Cлайд 1
Генотип – целостная система Сахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская СО... Генотип – целостная система Сахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская СОШ Волгоградская область
Cлайд 2
Цель урока Повторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме ... Цель урока Повторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме реализации наследственной информации. Совершенствовать и расширить понятия о взаимодействии и регуляции работы генов при формировании признака. Продолжить формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).
Cлайд 3
Введение в тему урока. Что такое генотип? Какие группы генов можно рассматрив... Введение в тему урока. Что такое генотип? Какие группы генов можно рассматривать по выполняемым функциям? Строение гена Механизм процессинга
Cлайд 4
Группы генов по функциям Структурные (белки ферменты, гистоны, последовательн... Группы генов по функциям Структурные (белки ферменты, гистоны, последовательность нуклеотидов в РНК) Гены –модуляторы: ингибиторы, интенсификаторы, интеграторы, модификаторы. Функциональные Гены – регуляторы, регулирующие работу структурных генов.
Cлайд 5
Структурная часть гена Промотор Начало транскрипции Старт-кодон Стоп - кодон ... Структурная часть гена Промотор Начало транскрипции Старт-кодон Стоп - кодон 3’ 5’ 5’ 3’ Терминатор транскрипции Строение гена Участок связывания фермента РНК-полимеразы (место начала транскрипции) Участок, кодирующий последовательность аминокислот в молекуле белка. Триплет ТАЦ в ДНК и АУГ в РНК иницирующий начало синтеза белка Триплеты – бессмысленные кодоны на которых завершается трансляция Участок, сигнализирующий о прекращении транскрипции
Cлайд 6
Единицы транскрипции Экзон Интрон Экзон Интрон Экзон Кэп - шапочка Поли - А У... Единицы транскрипции Экзон Интрон Экзон Интрон Экзон Кэп - шапочка Поли - А Удаляются Удаляются Зрелая иРНК Механизм процессинга и сплайсинг
Cлайд 7
Проблема урока Генотип – это сумма независимых генов организма или …? Проблема урока Генотип – это сумма независимых генов организма или …?
Cлайд 8
Реализация генетической информации Другие гены Ген (ДНК) иРНК Белок (фермент)... Реализация генетической информации Другие гены Ген (ДНК) иРНК Белок (фермент) Биохимическая реакция Признак Другие признаки Факторы внешней среды «Много генов – один признак» «Один ген – много признаков»
Cлайд 9
Все ли гены в генотипе организма работают одновременно? Все ли клетки организ... Все ли гены в генотипе организма работают одновременно? Все ли клетки организма нуждаются в энергии? В каких тканях образуются белки, обеспечивающие движение организма? В каких клетках кожи образуется пигмент? Генотип всех клеток организма одинаков, а ткани и органы отличаются друг от друга. Почему?
Cлайд 10
Выводы Есть универсальные гены, работающие во всех клетках (образование энерг... Выводы Есть универсальные гены, работающие во всех клетках (образование энергии) Гены, характерные для определенных тканей (клетки мышечной ткани) Гены, характерные для определенного типа клеток тканей (клетки эпидермиса кожи). Специфичность клеток организма определяется деятельностью определенных генов. Чем определяется специфичность клеток организма?
Cлайд 11
Взаимодействие генов при определении пола Предложите возможные варианты взаим... Взаимодействие генов при определении пола Предложите возможные варианты взаимодействия генов при формировании пола у человека, зная, что Х – хромосома определяет женский пол, а У – хромосома мужской. У мужчин в генотипе имеется Х – хромосома. Почему развитие организма идет по мужскому типу? Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой? Почему в разных клетках работают разное число и разные группы генов? Чем это определяется?
Cлайд 12
Взаимодействие генов при определении пола у нематоды Fog -1 спермии mog -3 Це... Взаимодействие генов при определении пола у нематоды Fog -1 спермии mog -3 Цепочка взаимодействующих генов при определении направлении развития половых клеток если активны гены fem то в половых клетках экспрессируется ген Fog -1. это приводит к подавлению активатора ооцита mog -3 и дифференцировке половой клетки в спермий. mog -3 ооциты Если активируется ген tra 1, то подавляется ген Fog -1, что дает возможность экспрессироваться гену mog -3 и направляет развитие в сторону ооцита. Fog -1
Cлайд 13
Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая ... Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая реализуется под воздействием внутренних и внешних факторов среды, возраста, пола и т.д. Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой? Происходит параллельное и последовательное действие генов, определяющих пол организма Наличием программы работы в каждой клетке, взаимодействием генов.
Cлайд 14
Ген-регулятор иРНК-полимераза Оператор Структурный ген транскрипция иРНК тран... Ген-регулятор иРНК-полимераза Оператор Структурный ген транскрипция иРНК трансляция Лактоза действует как индуктор Комплекс индуктора с репрессором, неспособный связаться с оператором Глюкоза + галактоза β - галактозидаза фермент Схема регуляции работы генов (по Жакобу и Моно ) При наличии лактозы репрессор Рассмотрим механизм регуляции синтеза белка на примере работы лактозного оперона молочнокислых бактерий
Cлайд 15
Работа с моделью лактозного оперона бактерий 1. Внимательно рассмотрите предл... Работа с моделью лактозного оперона бактерий 1. Внимательно рассмотрите предложенную модель 2. Измените количество лактозы (индуктора, поступаемого из внешней среды) - уменьшите (отметьте, что происходит) - увеличите (отметьте, что происходит) 3. Такие же действия проделайте с другими компонентами процесса. 4. Изменяйте только содержание лактозы (индуктора), что наблюдаете? Как меняется работа лактозного оперона? Постоянно ли работают гены? Обоснуйте результаты эксперимента.
Cлайд 16
Работа с моделью лактозного оперона бактерий Работа с моделью лактозного оперона бактерий
Cлайд 17
Выводы Работа оперона молочно-кислых бактерий происходит в результате деятель... Выводы Работа оперона молочно-кислых бактерий происходит в результате деятельности белка репрессора и факторов внешней среды (наличие или отсутствие индуктора) Как происходит работа оперона молчно-кислых бактерий? Как действуют гены в работе оперона? Процесс расщепления лактозы происходит в ходе взаимодействия генов, входящих в оперон и гена регулятора. Последовательное действие генов
Cлайд 18
Рассмотрим взаимодействие генов при формировании различных признаков 1. Окрас... Рассмотрим взаимодействие генов при формировании различных признаков 1. Окраска волосяного покрова мышей определяется несколькими генами. Как эти гены могут взаимодействовать?
Cлайд 19
Cлайд 20
Последовательное действие генов Два гена кодируют ферменты, используемые в це... Последовательное действие генов Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно. Какое – то вещество (пропигмент), служит продуктом для работы второго гена, который вырабатывает фермент, превращающий пропигмент в пигмент. При нарушении структуры любого из них признак не формируется.
Cлайд 21
Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску имеютс... Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску имеются и ферменты и белки, определяющие формирование пигмента, а фенотип мыши белый. Почему? Как вы можете объяснить наследование данного признака?
Cлайд 22
Белок – репрессор блокируется Белок - активатор Ген репрессор производит бело... Белок – репрессор блокируется Белок - активатор Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка.
Cлайд 23
Белок – репрессор работает Белок – активатор не синтезируется, или нарушена с... Белок – репрессор работает Белок – активатор не синтезируется, или нарушена структура Если ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный
Cлайд 24
Работа генов - активаторов Ген репрессор производит белок – репрессор, которы... Работа генов - активаторов Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка. Если ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный.
Cлайд 25
Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно Многи... Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно Многие признаки формируются при взаимодействии нескольких молекул белков. Это механизм одновременного или параллельного взаимодействия (комплиментарное ). Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, или каким либо другим веществом, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка и наоборот. (эпистаз) Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой?
Cлайд 26
Множественное действие гена серповидноклеточной анемии Замена глутаминовой ки... Множественное действие гена серповидноклеточной анемии Замена глутаминовой кислоты в положении 6 ß-цепи валином Аномальный глобин + гем Аномальный гемоглобин Серповидная форма эритроцитов Быстрая гибель клеток Накопление клеток в селезенке Склеивание клеток Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови Локальные нарушения кровообращения Поражения сердечной мышцы Сердечная недостаточность Поражения легких Пневмония Поражение мышц и суставов Ревматизм Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови Локальные нарушения кровообращения Поражение головного мозга Паралич Поражение желудочно-кишечного тракта Боли в животе Поражение почек Почечная недостаточность Быстрая гибель серповидных клеток Анемия Расширение сердца Сердечная недостаточность Плохое физическое развитие Нарушение умственной деятельности Слабость и чувство усталости Чрезмерная активность костного мозга Увеличение количества костного мозга Башенный череп
Cлайд 27
Проблема урока Генотип – это совокупность генов организма, работающих по опре... Проблема урока Генотип – это совокупность генов организма, работающих по определенной программе под влиянием факторов среды
Cлайд 28
Подведение итогов урока Как реализованы цели урока? Какие основные вопросы ос... Подведение итогов урока Как реализованы цели урока? Какие основные вопросы освещены на уроке? Ваша личная оценка урока.
Cлайд 29
Домашнее задание Предложите схемы взаимодействия генов при формировании призн... Домашнее задание Предложите схемы взаимодействия генов при формировании признаков плейотропии (летальными при гомозиготах по доминанте и рецессиву) Повторить § 9.5
Скачать эту презентацию
Наверх